photo_2022-05-22_17-58-40-removebg-preview

Йога для мозга

photo_2022-05-22_17-58-40-removebg-preview

Йога для мозга

Что нужно для счастья и здоровья?

В йоге много (и даже очень много) говорят о расслаблении. Расслабление — гарантия восстановления, а значит и здоровья, ну и значит, что и счастья. И говорят о расслаблении так, что это территория парасимпатической ветки нервной системы. Об этой части НС принято считать, что она автоматическая, что легких ходов к ней нет, но есть какой-то мутный путь от медитации и здорового образа жизни до развития способностей парасимпатики нас расслаблять, успокаивать, восстанавливать и даже омолаживать, что и есть счастье. Что за путь такой мутный? Ксюша вам сейчас расскажет, запасайтесь попкорном и небольшой толерантностью к терминологии, которая нет-нет да будет мелькать.

Итак, коротко матчасть (ее можно пропустить, если вы не вдумчивый, и сразу идти к основной идее): всеми процессами в организме заправляет мозг, отправляя свои отростки во всевозможные органы и ткани и собирая с них информацию, обрабатывая её и принимая решения, в соответствии с тем, что наанализировал. Часть массива информации передаётся на уровень сознания, чтобы посоветоваться с самыми высшими центрами, какое решение самое верное, а другая часть обрабатывается как бы без участия сознания, поэтому то и автоматически или вегетативно. И собственно парасимпатическая нервная система — это часть той самой автоматической, которая заправляет не много ни мало, а всеми органами грудной и брюшной полости, малым тазом, голосовыми связками и чувствительностью кожи раковины уха и барабанной перепонки. Парасимпатика стала интересна тем, что работает она только в состоянии покоя, но ещё более интересна тем, что если заставить ее работать, то даже беспокойный организм успокаивается. То есть если бы это была схема, она выглядела бы так:

Работа парасимпатики <—> спокойствие (счастье)

И вся грусть заключается в том, что вроде как нервные клетки, которые запускают на полную мощность парасимпатические процессы, живут где-то в той части мозга, до которой сознанию вообще никак не дотянуться. Сплошная автоматика там и никому, даже человеку разумному, до ядер продолговатого мозга, с которых начинается блуждающий нерв (основной нерв парасимпатики), не добраться, чтобы откалибровать их работу и начать восстанавливаться эффективнее или, например, улучшить моторику кишечника и жёлчного пузыря.

Однако, это не так. У блуждающего нерва есть шеф. Имя у шефа — гипоталамус. И он не самый главный шеф, а только лишь начальник подразделения. А директор завода … об этом в конце статьи.

Гипоталамус анализирует состав крови и всю входящую по чувствительным нервным волокнам информацию и, обработав ее, отправляет в мозг и в тело через кровь различные команды, корректирующие их работу. И он не живет в мозге сам по себе. Он входит в большую кооперацию скоплений нервных клеток, которые нейроанатомы определяют как «Лимбическая система».

В лимбическую систему входят те нервные центры, которые отвечают за эмоции, сбор информации от внутренней и внешней среды организма и за формирование кратковременной памяти. О как. По всему вашему мозгу раскиданы кучки нейронов, которые объединены в общую сеть, и все разом, работая слаженно, отвечают за то, чтобы собрать информацию о том, что происходит внутри и снаружи от вас, выработать к этой информации отношение (эмоции) и запомнить то, что имеет прямое касательство к выживанию. И в центре этой интереснейшей сети сидит гипоталамус, который заправляет работой всей автоматики.

Получается иерархия: снизу от тела идёт информация, обрабатывается, важное запоминается и ощущается в виде каких-то эмоций, а затем в ответ приходит команда о том, насколько можно расслабиться или напрячься. Так и регулируется работа парасимпатики — ей либо дают зелёный свет, либо тормозят, если эмоциональный фон тревожный.

Главный нерв парасимпатики — блуждающий. На 80% его волокна чувствительные — как раз передающие информацию изнутри тела в мозг. На 20% — двигательные. Двигают они голосовыми связками, дыхательными мышцами и командуют перистальтикой кишечника и жёлчного пузыря.

И то, насколько интенсивно он работает (собирает информацию и отдаёт команды), определяет то, насколько активна или не активна парасимпатика (напомню, та ветка, которая умеет вас расслаблять и оздоравливать «автоматически»). И наоборот, то, насколько парасимпатике позволено активироваться, будет определять то, как будет работать блуждающий нерв.

Это была вводная часть. Сейчас станет понятно, к чему я это все затеяла.

Основная идея:

Итак. Блуждающий нерв собирает информацию со всего вашего нутра, несёт ее в мозг и направляет на обработку в лимбическую систему. Лимбическая система эту информацию анализирует, учитывая другую информацию, например, от чувствительных рецепторов кожи и мышц, и на ее основе формирует эмоции, память и даже степень интенсивности болевых ощущений, если они найдены. И затем через гипоталамус выдаёт организму ответ о том, в каком состоянии ему сейчас находиться — восстановление, активация, ажитация или ещё какая-нибудь специфика.

И здесь самый главный вопрос.

А кто рассказывает лимбической системе о том, какие сигналы от внутренней и внешней среды «хорошие», а какие «плохие»?

Приведу пример с голодом. Вообще-то хотеть есть — это очень тревожно и «плохо», и значит нужно немножко понервничать, чтобы найти еду. Но если у вас стоит интереснейшая задача — освоить наули (вакуумное втягивание живота), то сигнал от пустого желудка будет радостным — техника будет выполнена качественно! И здесь лёгкий голод — это прямо «хорошо»!

Так вот. Кто говорит лимбической системе, что сейчас нужно тревожиться (из-за голода или напряженных мышц), а сейчас уже успокоиться (из-за массажа или медленнного дыхания)?

Кора. Кора головного мозга интерпретирует все входящие сингалы на самом высшем уровне, и в соответствии с этой интерпретацией формируется картина мира, который нам угрожает, например, или наоборот обещает много радости, счастья и удовольствия.

Если ваша кора обучена когнитивной гибкости, она умеет один и тот же сигнал интерпретировать по-разному в зависимости от различных обстоятельств. Если не обучена — один и тот же сигнал всегда будет вызывать одни и те же эмоции. Автоматика! Или необученность? 😉

Что, таким образом, нужно нам для счастья?

✔️Уметь работать с кучей разнообразных сигналов от внешней и внутренней среды — то есть, уметь их правильно различать. Это навык интероцепции.

✔️ Уметь видеть большое разнообразие различных обстоятельств, которые ещё и вечно изменчивы. Это навык внимания и принятия.

✔️ Всегда помнить о том, что эмоции рождаются в теле, как эхо от сенсорных датчиков. И те датчики, на которые мы настроены, фонят сильнее тех, которые мы осознаём плохо. Это навык концентрации и ее направления в разные точки бытия.

✔️ Поэтому стремиться развивать все многообразие сенсоров и раздражителей, которые нам доступны. Это навык восприятия, анализа и обобщения.

✔️ Понимать то, что мозг «понимание» конструирует, и всей правды до самого дна нам не испить. Это опять навык принятия.

Если вы только едите и смотрите телевизор, ваш мир эмоций будет одним (тревожным, однообразным и с ожирением).

Если вы путешествуете, общаетесь, интересуетесь, социальны, читаете, вникаете, учитесь, пробуете, дышите, рискуете, рассуждаете, уважаете иные точки зрения, умеете терпеть дискомфорт, а ещё много и разнообразно двигаетесь, осмысливая своё движение и ощущения от него — ваш мир будет совершенно другим (и только вам решать, что из всего этого богатства сделает вас счастливым).

Мир номер один — автоматический. Мир номер два — метакогнитивный. 

Йога имеет самый большой арсенал развития метакогнитивных навыков: интероцепции, внимания, концентрации, принятия, осознанности, проявления волевых качеств и прочих человечески-префронтальных. Но если вы занимаетесь йогой автоматически, не перенося всё, что напрактиковали в жизнь, ваша жизнь будет одним сплошным стрессом, который отключит возможность высокой активации блуждающего нерва. А значит и резервы к здоровью и долголетию будут под запретом.

На время практики вы будете выпадать из этого кошмара на коврик, но затем возвращаться обратно, снова погружаясь в переживания и истощение, а затем стремясь «забыться» в практике на следующее утро.

И лишь в честной медитации, оставшись один на один с мозгом, мы можем научиться договариваться со всеми его отделами.

Мы можем их объединить, подружить и научить мыслить гибко. Мы можем увидеть, что огромное количество раздражителей, которые раньше вгоняли нас в активацию и истощали, на самом деле не опасны, и мы можем научиться на высшем уровне быть спокойнее. То есть, заходить в парасимпатику через голову. И так становиться здоровее и счастливее, создавая новые и произвольные (по своему авторскому дизайну) нейронные связи.

Медитация — это тренировка силы и выносливости для нейронов коры головного мозга.

Кора головного мозга решает, что в вашем мире «хорошо», а что «плохо», и если вы медитируете, вы учите мозг видеть мир большим и полным возможностей к достижению состояний счастья. Именно вашего личного. Это важно ☝️ 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

It seems we can't find what you're looking for.