2c243f38-8e69-40b7-96bb-58d5215ac16e

Дети и прием пищи

2c243f38-8e69-40b7-96bb-58d5215ac16e

Дети и прием пищи

Как научить ребёнка кушать так, чтобы во взрослом возрасте он не задумывался над подсчётом калорий, не болел ожирением и не страдал пищевой зависимостью? Стык физиологии и психологии — психофизиологии даёт на этот вопрос развёрнутый ответ. И пусть рассказ будет о детях, но и вдумчивые взрослые, желающие наладить своё питание найдут много полезного, если осилят текст. Читайте медленно, так будет интереснее и применимее поглощать информацию. 

Рецепторы вкуса развиваются долго, грудничок чувствует сладкий вкус, для которого природа определила всего один вид рецептора, также он может почувствовать жирное (обволакивающее) и к 3-6 месяцам — солёное. Постепенно от 1 года к 5 годам начинают пробуждаться рецепторы к кислому, затем вяжущему, затем горькому, поэтому у совсем маленьких деток предпочтений в еде быть не может, ну кроме как к сладкому. К переходному возрасту человек может расчитывать на полный набор вкусов, которые он может распознать, а значит, и насладиться. 

Сыр, вино и темный шоколад без оформленных рецепторов к горькому (которых, к слову, аж 26 видов) не вкусные, поэтому это привелегия взрослых, что, несомненно, хорошо. Негоже в детском возрасте различать оттенки вина и сырное послевкусие, печень незрелая и такого праздника жизни просто не потянет. 

Становится очевидным, что одна и таже еда в вашей тарелке и тарелке вашего детёныша имеет разный вкус. Ему может не нравиться то, что вы едите. Смиренно осознайте это.

К чему приводит запихивание? К пищевой фригидности. Ребёнок итак не сильно понимает, что он там ест, ему бы изучить. А его напинывают поскорее утрамбовать всё и куда-то там бежать. Еда под напором минует тот минимум вкусовых рецепторов, который есть у ребёнка и устремляется в желудок. Первая стадия насыщения — мозговая — провалена. Это та стадия, на которой изо рта идёт информация в мозг о том, что принимается пища. В ответ на эту информацию мозг снижает гормон голода грелин и это крайне важно для формирования здорового пищевого поведения. С несниженным грелином через час дитё попросит печеньку, а то и через каждых полчаса, инсулин детёныша будет всегда выше требуемой нормы, вслед за ним и дофамин будет шкалить — ребёнка будет терзать «сахарный дракон» (синдром гиперактивности) — качели, на которых будет кататься его нервная система, а за ней и ваша.

Далее пища проваливается в желудок и тут происходит 2-я стадия насыщения  — механическая, за ней будет третья — кишечная. И когда-нибудь я о них расскажу, но на аккаунте для взрослых и в контексте похудения и поддержания здоровья. 

Вернемся к детям. Вот вы упихнули очередной раз что-то невнятное в своё чадо, и на хронической основе такого обращения у него сформировалась привычка есть быстро не пойми что. Если хотя бы примерно при этом понятно, что пихается невкусное, у него сформируется привычка не думать о еде. Трансовая еда — термин в диетологии, обозначающий поедание еды под потоки мыслей о прошлом и будущем. В таком состоянии можно сожрать и слона, а на хронической основе, собственно, этим слоном и стать.

По последним данным физиологии количество жировых клеток может увеличиться вплоть до переходного возраста, и если вы до 17 лет были худым человеком, то потом толстеть будете только за счёт раздувания собственных адипоцитов и проникновения жирных кислот в рабочие клетки тканей (сосуды, сердце, печень, кишечные петли). Толстый ребёнок толстеет и за счет раздувания уже имеющихся адипоцитов и за счет отращивания новых (!). То есть к возрасту 30 лет он имеет все шансы на вес более 130-150кг. Детское ожирение преступно!

Поэтому формировать привычку к избирательности крайне важно, пригодиться не только за столом, но и в жизни в целом. Сложно вообразить человека, тонко разбирающегося в искусстве, поедающим одни пельмени. С точностью до наоборот и даже эффективнее это работает и в обратную сторону! Разбираясь в собственной тарелке, принимать людской ширпотреб будет не приятно. 

Как формируется вкусовая избирательность и привычка медленно, читай — культурно, есть у малышей?

Дети обожают ритуалы, вопросы и игровую форму. Понятно, что не на буднях с утра трапезничать, но таки на выходных проводить время за семейным столом что-то очень здоровое и важное для каждого члена любой семьи. Перед трапезой важно ребёнка «разогреть» — обсудить меню, порассуждать о пользе и составе (в наших вареных яйцах настоящий клад, из которого будут строится крепкие ручки-ножки и дальше будут видеть красивые глазки), накрывать стол и радоваться скорой вкусной еде и тд. Во время еды демонстрировать медленное поедание с большим итальянским удовольствием, спрашивать ребёнка, как ему вкус и на что похоже, сколько раз хрустнуло и каких цветов все содержимое тарелки, а после еды исключая слово «вкусненько» описать восторг съеденного, поверьте, это будет интересно не только детям, но и самим взрослым, и гораздо полезнее для пищеварения, чем обсуждение последних сплетен на фоне забытого ребёнка. 

Для пущей таинственности и более высокого аппетита важно приучиться кушать только в положенном для этого месте, в заранее обговоренные время и формате, вводить новую еду постепенно, а «старую» продолжать пробовать, ведь для того, чтобы ребёнок определился нравится ему еда или нет, он должен попробовать ее не менее 20 раз — это не я придумала, это психофизиология! Вот и считайте вместе!

Ребёнку важен некий пищевой аскетизм, модное сейчас разнообразие в еде понимается неверно. Не потреблять всё, что доступно в супермаркетах, не об этом речь, речь о том, что ребёнок должен в сутки получать 5 основных групп продуктов: белок (животный и растительный), крупы (и макароны), жиры (масла), овощи (в тч и крахмалистые) и углеводы в виде быстрых сахаров (фрукты, сладости в меру). А вот внутри этих групп такого уж разнообразия не нужно, на что бюджета и фантазии хватает, того и достаточно. 

Развивая ритуальность и культуру приема пищи, вы разовьете в человеке терпение и избирательность на подсознательном уровне, и ему не придётся дрессировать себя взрослым. А не развивая пищевую фригидность, вы избежите процветания в нем чревоугодия, обжорства и формирования пищевой зависимости. 

Чего точно не стоит делать, так это награждать едой и наказывать. За пятёрку — сникерс, за двойку — манная каша. На выходе двойной невроз и по поводу оценок и по поводу удовлетворения базовой потребности в пище. Еда — это еда. И с ней бы разобраться в эпоху потребления. А манипулировать ею, дрессируя собственного ребёнка как-то не по нашему, не по взрослому, в смысле. 

Надеюсь, я зарядила вас на большой, интересный и душевный семейный обед!

Приятного аппетита!

ПС: У грудничков нет насыщения, тк не сформирована мозговая стадия утоления голода, их может удовлетворить только доверху набитый желудок. А что если эту стадию нужно формировать и от качественно сформированной этой стадии зависит здоровье человека в будущем? И что если среди нас огромное количество людей, которые свою мозговую стадию насыщения так и не сформировали, поэтому сейчас страдают? И поднимется ли после этого у вас рука торопить своё чадо за столом лишний раз? А себя торопить?

#КсенияШатская_детям 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

It seems we can't find what you're looking for.