photo_2023-01-22_07-38-59

Интеллект и его сила

photo_2023-01-22_07-38-59

Интеллект и его сила

Зачем нам мозг? Хорошенький такой вопрос. На злобу дня. Сразу скажу, что говорить буду только о человеческом мозге, и говорить буду так, как будто бы что-то в его устройстве понимаю. Но вслух себе отдаю отчет, что это я только делаю вид. Ведь плох тот знаток и исследователь, который решил, что он наконец-то во всём разобрался. 

Итак, мозг. Древние греки искренне его считали железой, производящей сопли. С тех пор, к моему счастью, наука шагнула дальше, и выяснила, что мозг — это центральный пост управления всем организмом, который ещё и осуществляет корректное взаимодействие этого организма с его окружающей средой. Человеческое тело слабенькое и маленькое для масштабов нормального хищника, и мозгу человека пришлось, чтобы выжить, эволюционировать в сторону хитрости и кооперации. И эволюционно то, что мы сейчас называем «интеллектом», прокачивалось именно сюда — в сторону развитой кооперации со своими (стаей) и исключительной хитрости. Интеллект, таким образом, это способность мозга к выживанию в окружающей среде и принятию быстрых и нетривиальных решений, на пути обеспечения себе безопасности, пропитания и размножения. 

Давайте проследим развитие интеллекта от самых его зачатков до того, что мы получили сейчас, и посмотрим, туда ли мы идем? 

Итак, первое, с чего сотню миллионов лет назад начал свое интеллектуальное развитие какой-нибудь прото-прото-…человек — это использование зеркальных нейронов. Никаких движений, кроме горстки рефлекторных, мозг примата делать сам не умеет и с готовыми шаблонами не рождается. Поэтому всему приходится обучаться. И нет способа лучше, если ты только вот родился, чем смотреть, что делают более опытные, и подражать. И так древние «мы» начали учиться. Поскольку заточка мозга на коллективизацию и жизнь в обществе — это одна из неврологических доминант примата, учится он не только движению тела, но и мышц лица. И в этом обучении ему открывается новый и дивный мир эмоций, мимических коммуникаций и разнообразных сигналов от соплеменников. Зеркальные нейроны — это не просто подражательные нейроны, зеркальные нейроны выполняют более мощную функцию — они «примеряют» именно смысловые движения и мимику, чтобы не просто повторять движение, а чтобы ещё и понять его смысл, поэтому такое обучение крайне эффективно. Зеркальные нейроны как губка впитывают весь окружающий мир подрастающего древнего человечка, а он в ответ этот мир пытается охватить все шире, а понять все точнее … 

И здесь одними зеркальными нейронами не обойдешься. Начинает формироваться память. Память на уровне нейронов организована так, что мы помним некие образы, цепочки образов и другие образы и их цепочки, которые ассоциируются между собой. На помощь запоминанию приходят метафоры, которые являются чистой ассоциацией чего-то незнакомого и труднозапоминаемого, которое навешивается на что-то родное и близкое, и теперь близкое и старенькое — эти гиперссылка на свеженькое и только открытое. Под такое дело не жалко и целую теменную часть коры отдать. И как только информации в этой теменной коре скапливается достаточное количество, ей можно начинать мыслить. 

А от мысли всегда хочется перейти к действию. Действий может быть два вида: автоматическое (насмотренное и впитанное нутром ещё в детстве) и творческое (новое в новых условиях). Автоматическое действие не требует никаких умственных затрат, но не всегда приносит гарантированный результат. Творческое требует времени и сил, но будучи хорошо продуманным, приносит успех или понимание причин провала, что тоже вообще-то успех. Под такое дело не жалко отдать и всю кору лобных долей. 

36 миллионов лет назад появились первые приматы. 26 миллионов лет исполнилось первым человекообразным обезьянам. 2 миллиона лет назад человек уже слез с дерева, сбросил хвост и ещё через 1 миллион лет — шерсть, научился ходить, бегать и занимать руки делом или детьми, и уже начал свой путь от насмотренности до мышления и действия. Мозг все это время постоянно увеличивался и 400 тысяч лет назад был уже тех же размеров, что у нас сейчас. 

40 тысяч лет назад интеллект человека позволил ему выйти из Африки и заселить весь мир окончательно, истребив всех возможных конкурентов, образовавшихся от прошлых попыток расселения. 2000-7000 лет назад череп человека был больше, чем у современного, потому что окружающая среда имела больше задач для проработки интеллекта. 

Сегодня мозги человека уменьшаются, а их способности оцениваются по умению решать математические задачи в виде тестов. Эволюция, если бы была личностью, сейчас бы прикурила и тяжко выдохнула. 

Почему метамагический ум, иными словами — гуманитарный — это абсолютная норма? 

Потому что именно его способность мыслить образами, быстро строить ассоциации, запоминать большие объемы иногда абсолютно нелогичной на первый взгляд информации и уметь ими ещё быстро воспользоваться — это и было миллионы лет лучшее средство для выживания. Почему логический ум, воспеваемый сейчас, миллионы лет не был никому нужен? Потому что жизнь в дикой природе не имеет времени на раздумья и планирование бюджета на годы вперед. Актуальнее было иметь ловкое тело, хитрый в моменте ум и умение объединяться и действовать сообща. 

Сейчас весь массив ассоциативного мышления практически не используется — образы и факты за нас помнят Гугл и пабмед, общество не является вызовом к развитию коммуникативных навыков, потому что, если не получается, можно вообще не общаться — выживешь, или примкнуть к любому, как правило на всех обиженному меньшинству, ну и всё, ты уже «свой». Себя изучать, мир изучать, развивать внимание тоже больше никому не нужно, потому что и без этого прекрасно можно жить, есть, размножаться и получать удовольствие. При этом, если хочется слыть человеком умным, говори, что ты — технарь. Таблицу умножения помнишь до сих пор ☝️ тот ещё интеллектуальный подвиг, конечно … 

Жизнь во Вселенной, жизнь на планете, жизнь внутри клетки человека не планировалась. Все процессы построены многоэтапно, с ответвлениями, не экономно, не под заказ, а просто миллиардами лет нарастая друг на друга. Чтобы изготовить белок, нужно скопировать в ДНК ген, ген имеет несколько участков, а между ними хлам. РНК копирует и гены и хлам, а потом ферменты из нее вырезают этот хлам, и хлама по массе больше, чем информации из генов. Хлам затем просто утилизируется. 

Это только один маленький пример того, как на самом деле все: 

1. Несовершенно. И мозг это знает, но для самоуспокоения рассказывает себе сказки о мироустройстве. 

2. Загадочно. Ведь мы не знаем, как ферменты распознают с точностью до нуклеотида хлам и вырезают только его. И мозг уважает загадочность, всегда оставляя место чуду. 

3. Странно. Ведь клетка знает про хлам и его масштабную протяженность в ДНК. Зачем держит в себе и копирует при каждом делении, а при каждом копировании удаляет ферментами (сплайсинг)? Мозг и к «странно» относится уважительно, более того, за странными состояниями сознания мы ещё и охотимся, например, в пранаяме. 

Метамагический ум — это мудрость, интуиция, наблюдательность, укорененность в своей природе. Это большая мощь, под которую отдано большое место на коре больших полушарий. Ещё больше места там под ловкие движения и хитрые действия. И ещё столько же под коммуникации. Логика тоже безусловно важна и полезна, но не в отрыве от всего того, что нажито непосильным эволюционным трудом и бытом человека. Статья не призывает выходить вас в поля и обниматься с деревьями, статья толкает вас к тому, чтобы вы больше хотели заглянуть в себя. Например вот через такой угол обзора. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

It seems we can't find what you're looking for.