_zuzkMMSV_c

Как развивается речь? Чем мы уникальны, по сравнению со всеми остальными обитателями планеты Земля? И причём тут сознание?

_zuzkMMSV_c

Как развивается речь? Чем мы уникальны, по сравнению со всеми остальными обитателями планеты Земля? И причём тут сознание?

Речь — это невероятно сложная программа. Чтобы мозг начал запоминать слова, нужно, чтобы созрело достаточное количество нейронов, а между ними зародились и зафункционировали синапсы, причем каждый нейрон будет сообщаться с 3000-5000 соседей! Эдакий компьютерный центр, занимающий всю ассоциативную теменную кору больших полушарий, а это не много ни мало, а от уха до уха через макушку, шириной с ладонь! И здесь будет находиться склад слов, их значений и умение формировать из них мысли. К 2 годам человечек в среднем знает 500 слов, но сказать отчетливо их не может — пока слабо сформирована связь с остальными центрами, формирующими процесс говорения, в частности, с двигательными центрами, управляющими мимическими мышцами и языком. К 3 годам среднее количество слов — 2000, причем, ребёнок может формировать из них картину мира, владеет простейшими обобщениями (груша, яблоко и банан — это фрукты) и может весьма доходчиво сообщить свою мысль. К пяти годам человек может сказать сложную мысль, используя «потому что» и «которые». Просто подумайте, каков масштаб проекта — слова мозг начинает запоминать ещё внутриутробно и подсознательно, а говорить и мыслить начнет никак не раньше, чем через 3-5 лет. Всё это время будет расти его нейронный фонд и будут налаживаться сложнейшие взаимодействия различных клеток и их нейромедиаторов.

Сначала созревает ассоциативная теменная кора, в ней заводятся слова, и только потом несколько месяцев формируется связь с другими речевыми центрами, центрами кратковременной и долговременной памяти, центрами управления голосовым аппаратом, префронтальной корой, в конце концов, и только после этого малыш заговорит.

Наши ближайшие родственники гориллы и шимпанзе развивают способности к речи примерно на уровне 2х летнего ребёнка, и дальше идти не могут — не позволяет голосовой аппарат и малый объем мозга. Они могут выучить несколько сотен слов и объясняться ими на языке жестов, но уровень обобщений, даже самый простой, им совершенно не доступен. Говорить они могут также на уровне развития двухлетки — слогами, сказать целое слово — опция недоступная. Собаки и вовсе могут выучить всего десятки слов, а объясняться не могут совсем.

Человеческий мозг огромен, и второе по численности общее количество нейронов отдано на речь и вытекающее из нее сознание. Первое место — 2/3 мозга — отданы под процессы движения.

Мозг обожает слова. Ещё больше он обожает узнавать новые слова. Он радуется даже тогда, когда из набора старых слов получилось сделать новые выводы. Он так этому рад, что в центре любопытства, находящемся в среднем мозге в ответ на новое слово или новый вывод вырабатывается дофамин и «разбрызгивается» по всему мозгу. Юмор — это игра со словами, и помимо стимуляции речевых центров, активирует и центр новизны, на выходе чистый кайф, но только в том случае, если это юмор, а не злобненький пованивающий агрессией сарказм.

Мозжечок любит движение и постоянно генерит импульсы к активности. Ассоциативная теменная кора обожает слова и постоянно генерит из них мысли. Тормозит процессы бесконечного скакания и говорения специальная структура, которая называется «таламус». И вот у некоторых деток таламус созревает только к 7-8 годам, а мозжечок активен с 2х, например. И эти детки ооооооочень подвижные и активные. А ассоциативная теменная кора созревает к 5ти годам, и некоторые детки с ~ 3х лет разговаривают сами с собой вслух. И те и те — АБСОЛЮТНО НОРМАЛЬНЫЕ ДЕТИ. К 7-9 годам их таламус созревает и активность берется под контроль. У мальчиков таламус созревает позже, чем у девочек. А работает потом надежнее. Причём, чем позднее в рамках нормы созрел таламус, тем надежнее и функциональнее будет работать — успеет созреть больше нейронов и больше синапсов, за счет чего фильтрация двигательной и эмоциональной активности и чувствительной и болевой восприимчивости будет интеллектуальнее. Не торопите детей взрослеть!

Программа речи невероятно сложная. Обслуживая её, развивающийся мозг не тянет все остальные, и если вам что-то не нравится поведении или развитии своего малыша, переключение на процесс развития речи будет почти наверняка успешным, ведь не оставит на остальные процессы места в мозге и гарантированно принесёт удовольствие познающему, вытеснив негативные эмоции. При узнавании новых слов мозг всегда повышает дофамин, не пропустите эти вспышки — радуйтесь с малышом! И пусть он не может сказать пока слово, он его запоминает! Это большая работа, она заслуживает похвалы. Заговорит малыш, скорее всего, внезапно. Молчал-молчал, мычал-мычал … и вдруг чуть не целое предложение. Это не спроста. Долгие месяцы росли нейроны, долгие месяцы формировали между собой связи. Долгие месяцы на эти связи писалась память. А потом всё вдруг включилось и заработало! У взрослых такое бывает при изучении иностранных языков. Хотите взбодрить мозг, отдалить Альцгеймера и хапнуть позитива — вперед на языковые курсы. Я, например, из добеременной жизни больше всего скучаю по бегу и английскому — и то и то поощряется дофамином, и то и то — чистый легальный кайф. Пока обхожусь, впрочем, йогой, интервалками, гигабайтами лекций и обучений и вот вам тут пописываю — тоже движение, новизна и игра со словами. Поэтому о депрессии и скуке не, не слышала.

Вернемся к детям и речи.

Дети любят всё повторять — это часть их детского поведения, запрограммированная врожденно. Повторять слова и звуки любят особенно. И пока они это делают в непринужденной обстановке и за компанию со своим значимым взрослым, их мозг учится быть любопытным и не бояться нового, а значит, отдаляет от себя риски стереотипного мышления.

Особый кайф — игра в обобщения. На то, чтобы угадать, к какой группе относится предмет, уходят ресурсы сразу нескольких центров головного мозга, и при достигнутом успехе дофамин зашкаливает за любые уровни пирожных и игрушек.

Уровень дальнейшего развития — ассоциации. А ассоциации — это фундамент мышления. Ну а мышление — равно сознание. Мышление тоже обеспечивается несколькими речевыми центрами, и их связь, а не количество выученных слов, напрямую определяет степень интеллекта. Проанализируйте самостоятельно разницу между «мудрый» и «информированный» и вы меня поймёте.

Мудрых вам детей и мозгов!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

It seems we can't find what you're looking for.