6JJK8TAKGBc

Невероятно интересная статья о развитии нервной системы физической активностью

6JJK8TAKGBc

Невероятно интересная статья о развитии нервной системы физической активностью

Представьте себе новорождённого. Комок нервов, только появившийся на свет. Он не знает, что такое голод, он не в курсе, где у него рот, не представляет, что такое мама и ее части тела, но каким-то образом выполняет совершенно точную последовательность действий, приводящих материнское молоко в его желудок.

Как это возможно?

Дело в том, что нервная система в процессе внутриутробного развития формирует не только отдельные клетки, но и целые цепи клеток, хранящие генетическую информацию. И уже на 8 неделе зародыш начинает двигаться, а к 12 в продолговатом мозге (а точнее, в его зачатке) уже готова нервная цепь клеток и соединяющих ее синапсов, ответственная за следующий сложнокоординированный акт: ‘считать информацию о прикосновении к груди кожей губ, открыть рот, проанализировать вкус и дать добро на сосательное движение, затем глотательное, повторить до полного механического заполнения желудка’. Повторить всю процедуру при активации центра голода в гипоталамусе, который формируется к 8-9 месяцу рождения. И поэтому недоношенных детей сложно накормить — их центр голода не созрел, и они не чувствуют голода, поэтому не запустят процесс поиска и поглощения еды. Это потом появится грелин и более отчётливый аппетит. Это потом заработают зрительные сенсоры и появится ассоциация вида мамы и желания кушать. Много чего ещё появится и навешается на процесс питания, но изначально он сформирован в нервной цепи «тактильные рецепторы — вкусовые рецепторы — таламус — гипоталамус — сосательные движения мышц щек и языка — глотание — заполнение желудка». Затем, в определённый, и довольно скорый, момент будет активирован центр голода, рот будет искать грудь и все запустится заново. А тактильными рецепторами губ и вкусовыми рецепторами языка малыш ещё долго будет изучать мир. И когда мой малыш вчера схватил первый раз в жизни мой палец и потащил в рот, я жизнерадостно ему представилась. Можете себе представить реакцию Коляна и последующую «зависть» после объяснения ситуации!

Помимо центра голода, в гипоталамусе есть и центр обороны. Центр обороны верит сладкому+белковому+жирному вкусу во рту и не верит горькому и кислому. Если 1-3 летний гипоталамус съел что-то подозрительное, а потом болел — нелюбовь к этому продукту останется навсегда. Никто не вспомнит, почему вы ненавидите дыню, а гипоталамус будет помнить и бдить.

Кишечник, не достигший возраста 2-3 лет очень проницаемый, а желудок ещё не умеет качественно переваривать, поэтому крупные молекулы белков, недорасщепленные до аминокислот, и попавшие в кровь через незрелый кишечник, будут восприняты клетками иммунной системы, как патогены и атакованы. Так появляются пищевые аллергии. Особенно неприятны и опасны они с глютеном. Глютен похож на внутренние белки клеток стенки кишечника, и если иммунитет решил биться с глютеном, он атакует и эти клетки кишечника, организовывая постоянное воспаление. Поэтому кормить грудью и не торопиться с разнообразием прикорма до 2 лет — хорошая и ответственная идея.

Неочевидно, но и открытие рта, и сосание, и глотание, и выплевывание, и рвота, и поведение всего тела при коликах или аллергии, спровоцированное болью и/или дискомфортом (к примеру, подтягивание коленей к животу) — это движения, и большинство этих движений врождённые, запакованные в «древнем» отделе мозжечка, продолговатого мозга и спинного мозга.

Невероятно важно активировать и распаковывать все программы, запечатаные вот в такие врожденные нейронные цепи. Сосание запускает развитие всего процесса пищеварения. А, например, ползание — залог высоких координационных возможностей и легкого освоения письма, ведь ползание активирует перекрестные связи и даёт стимул для роста мозолистого тела — перемычки между левым и правым полушарием, ответственной за их слаженную работу.

Народы, у которых ползание детей присутствует, как этап развития, в разы более культурны и изобразительно искусны, чем те, где ползанию внимание не уделяется.

Откуда взялся хватательный рефлекс? От наших предков — обезьян. Новорождённый шимпанзе крепко хватается за шерсть мамы и висит на ней, пока та скачет по деревьям и ищет им пропитание. Точнее, его то пропитание — это грудное молоко матери. А грудь матери — это сильно модифицированные потовые железы, ну а молоко — продукт эволюции пота.

Захват младенца невероятно крепкий, несмотря на то, что его человеческая мама уже очень давно не настолько волосата, чтобы на ней висеть, да и по деревьям не лазает. Однако, тренировка этого захвата — вещь совсем не бесполезная, ведь так мы учим маленького человека нарабатывать нейро-мышечные связи, активировать сразу 2/3 мозга на решение задачи (именно столько обслуживают движение, и лишь 1/3 — все остальные функции организма) и тренируем память, особенно если упражнения проходят в положительно заряженной эмоциональной обстановке и повторяются регулярно.

Хватательный рефлекс, плавание, ползание, перекатывания, ходьба с поддержкой, лазание, стимуляция стопы — это всё не только тренажеры для развития навыка учиться, это и стимуляция тех последующих двигательных актов, которые разовьются в полном объёме лишь по освоению предыдущих. Хотите танцора или йога — учите ползать, и так вы включите кор на всю его древнюю мощность.

Более того, любое движение с 3 месяцев подкрепляется дофаминовой системой, поэтому приносит невероятную радость молодому организму. Главное, не переутомите малыша, ведь как только нервная система утомляется, обучение движению нарушается, и всё, что было выучено за тренировку, за 1-2 минуты обучения в состоянии утомления будет сильно искажено при последующем запоминании (переход информации в долговременную память во время сна).

Ну и самое, на мой взгляд, важное в физическом развитии — мощная стимуляция центра любопытства. Он тоже в гипоталамусе, и он отвечает за рефлекс «сечь поляну» (ориентировочный), который в человеке развился настолько, что некоторые становятся учёными, профессорами и исследователями. С таким развитым центром любопытства учиться легко, новое не пугает и жить разнообразно и интересно. Хотите чему-нибудь научить так, чтобы простимулировать развитие центра любопытства — заинтригуйте собственным примером. Зеркальные нейроны будут немедленно активированны, и ваш малыш усиленно начнёт за вами повторять, а его нервная система будет учиться процессу обучения в игровой форме и комфортной обстановке.

Ребенок — не кабачок. Сам не дозреет. Развитие когнитивных способностей, эмоциональных центров и социальных навыков будет настолько качественным и объемным, насколько разнообразно и регулярно двигается маленький человек.

Побалуйте своего малыша движением! И о себе не забудьте 😊
#КсенияШатская_детям

ПС: ну правда же невероятно интересно? На поиск информации, усвоение, анализ, обработку и написание этой статьи у меня ушло 3 года, примерно тогда я сильно заболела психо- и нейрофизиологией. Надеюсь, неизлечимо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

It seems we can't find what you're looking for.