BASEYOGA

Basebody_logo11.png
f5c1VmxQk_k

Шавасана 2

f5c1VmxQk_k

Шавасана 2

Я невероятно радуюсь тому, что не только польза практики асан с точки зрения анатомии, физиологии, психофизиологии и биомеханики человека вызывают в моих читателях живой интерес. Поворот в сторону практик релаксации — это качественно новый виток развития общественного сознания, тк именно на основе грамотной и регулярной релаксации строится физическое и, зачастую, психическое здоровье человека. Того «обычного» человека, который работает на заводах, в супермаркетах, офисах и государственных учреждениях. Того человека, который в совершенстве умеет мобилизоваться, напрягаться, недосыпать, не чувствовать усталость и игнорировать сигналы хронического стресса.

Что может дать йога такому человеку? 60-70 минут низко- и среднеинтенсивного движения, во славу здоровья мышц и суставов, 10-15 минут дыхательных практик для здоровья сердечно- сосудистой и нервной систем и 10-15 минут горизонтального положения, в котором происходит что-то очень особенное. И что называется «ШАВАСАНА».

В первой части статьи я описала эту технику достаточно подробно, но посыпалось так много вопросов, что я написала вторую часть — с ответами. По ним и пройдёмся.

Но сначала дам сноску. Я пишу для обычных людей, работающих и живущих обычной жизнью, практикующих обычную йогу (асаны, дыхательные техники, техники концентрации и релаксации), которую ведут такие же обычные люди в совершенно обычных йога- и фитнес-центрах. О настоящей практике шавасаны, такой, какая она задумана много веков назад в Большой Йоге я осведомлена низко. И имею какие-то мысли на этот счет, навеяные моими знакомыми, начинающими практиковать/практикующими отдельные крии из Большой Йоги, но ими здесь не поделюсь. Тайна пусть остаётся тайной и не тиражируется.

Итак, шавасана.

10 коротких и ёмких аргументов «за» шавасану для неверующих:

Горизонтальное положение тела способствует снятию остаточных блоков и зажимов, которые не удалось проработать практикой асан и дыхательных упражнений.

Шавасана перезапускает нервную систему, освобождая сознание и подсознание от эмоциональных прищепок, прилепившихся за день. Даже если не получается расслабляться, слушать голос или спать — мозг всё равно занят нетипичной деятельностью. Это лучший способ его отвлечь и перезагрузить.

Шавасана — это грамотный выход из практики йоги. Практикующий должен ощущать прилив сил и свежести, приятные ощущения после занятия. Тогда нервная система запомнит йогу как что-то положительное. А не как физическое наказание (усталость, истощение) или горькую таблетку (скучное лекарство).

Само по себе пребывание в шавасане — это профилактика хронического стресса. Даже если сознание бьётся в конвульсиях, требует свободы и пожрать, подсознание слышит команду к расслаблению. Записывает её и учится. Со временем дойдёт и до сознания.

Обычный человек в подавляющем количестве случаев не может себе позволить 10-15 минут спокойного лежания в сознании, но без действий. А вы (йогатичер) ему позволяете. Вы позволяете человеку отдохнуть. Мне нужно дальше разворачивать мысль?)))

Как только до сознания доходит разрешение отдохнуть и возможность расслабиться, начинает нарабатываться навык осознанного расслабления. У большинства людей нет ощущения напряженных плеч. Они его не чувствуют. Они и плеч не чувствуют. Или не чувствуют напряжения челюсти. Или бровей. А в шавасане вдруг чувствуют и нарабатывают навык ощущения напряжения и избавления от него.

Йога учит чувствовать тело. Прими определённую позу. Зафиксируй. Одно собери, второе расслабь. Тренируется мышечное и суставное чувство — проприорецепция. Но в основном — по ощущению величины напряжения. В шавасане происходит тоже самое. Но с ориентировкой на расслабление.

Находясь в контакте с собой, человек чувствует себя комфортно, тк доверяет себе. Поэтому на концентрацию много ресурса не уходит, и со временем ее получается нарабатывать все более качественно и, соответственно, таким образом прокачивать характеристики ума: память и внимание.

Бесценным качеством психики человека является нормальная самооценка. Она возможна только тогда, когда человек четко понимает свои возможности, особенности и черты. Эти качества нарабатываются в процессе самонаблюдения, а шавасана — это самый простой способ его организовать.

И снова о физике. Вы всю практику нарабатывали новое ощущение тела, новые связи и новый тонус мышц. Выскочить из ширшасаны и побежать по делам = вернуть старые настройки. Моментально. Дать паузу организму на переваривание = спрогрессировать. Хотя бы в собственной биомеханике.

Далее, ответы на вопросы читающих меня преподавателей йоги:

Сколько видов шавасаны, должна ли ваша быть разнообразной, использовать ли визуализацию и тд. Логика такая. Вы пытаетесь заманить сознание своих подопечных в определённую атмосферу. Дать уму определенное состояние. Для того, чтобы ваш метод сработал, вы должны сами в него верить. Кто-то для этого, как Шахерезада, будет придумывать разные сказки, кто-то играть на инструментах, кто-то использовать голос. Ни одна ваша шавасана не будет похожа на другую, тк меняетесь вы и меняются ваши подопечные ежемоментно. Вопрос о разнообразии-однообразии и видах шавасаны снят.

Вы делаете технику с максимальным погружением и с душой. Ваши подопечные или откликаются или не откликаются и ищут другого преподавателя. Найти своего — наука похлеще поиска парикмахера, поэтому на уходящих не обижайтесь, себя не корите. Мир большой, всем места хватит, всех вылечат.

Отдельно лишь прокомментирую вопрос о навигации по телу «снизу-вверх» и «сверху-вниз». Считается, что когда человек находится в уравновешенном состоянии, начинать нужно с ног, заканчивать головой. Когда разбалансирован и истощен — начинаем с головы. За всю свою преподавательскую деятельность человека в равновесии я не встретила ни разу. Напряженные повсеместно брови и челюсть — мои свидетели. Поэтому я начинаю с головы, акцентируясь на глазах и нижней челюсти, заканчиваю хвостом 🙂 (делюсь своим опытом только потому, что именно о нем и был вопрос, что это верх непрофессионализма — я в курсе).

О состоянии на входе в шавасану, в шавасане и на выходе из неё.

Вход. Феномен шуршунов заключается в неготовности окунуться в себя. Суетливый ум не хочет оставаться сам с собой и придумывает много дел. Подготовить ум можно: заранее попросите надеть теплые вещи, сходить в туалет, улечься удобно, укрыться… и подышать. 5-10 минут балансирующих дыхательных практик сделают ум вязким, а мысли неоформленными. Дышим прямо лежа на спине, с выключенным светом и закрытыми глазами или со специальными мешочками на глазах (мне, кстати, они очень нужны, где взять, йоги?). Под метроном и в расслабляющих пропорциях. Затем сразу идем в шавасану. Вежливо просим соблюдать тишину в зале.

Если и этих мер не хватает, чтобы хотя бы закрыть глаза практикующему, и при этом практика йоги не напоминала разгрузку вагонов, сопровождалась мягкой динамикой и расслабляющими вытяжениями — вежливо посоветуйте подопечному поработать с психологом. Человек явно в гипервозбуждении, это может быть опасно для его здоровья.

Состояние во время шавасаны определяется состоянием здоровья организма практикующего. Истощенный организм в идеале будет спать. И это для него очень хорошо. Организм наполненный и опытный окунется в мир странных видений, и если удастся остаться в сознании — подсмотрит за тем, как происходит перезагрузка и форматирование файлов мозга. Увидит, как отваливаются эмоциональные и ментальные прищепки, запоминаются новые знания и архивируются старые. Для того, чтобы успеть в это состояние, нужно пробыть в шавасане не менее 5 минут. Шавасана длительностью менее 5 минут даже не даст настроиться на нужные процессы. Идеально 10-15. Медленная фаза сна длится до 80 минут и делится по глубине на 4 части. Первая из них занимает как раз 10-15 минут и самая неглубокая. Поэтому на выходе из нее чувства разбитости не будет. Это чувство и не появится после длительной нидры, ведь никто не проводит ее дольше часа (в обычных йога-центрах). За пределами часа сон столь глубок, что ни один практикующий (обычный человек) не удержится в сознании, и на 75-85-ой минуте провалится в быструю фазу сна. Оттуда выйти свежим можно только если сам проснулся. Если разбудят насильно — «какой щас год» гарантирован. Что не очень экологично по отношению к организму. Такие фундаментальные процессы должны выполняться максимально качественно. Поэтому или практикуем 1/4 медленного сна — шавасану или весь медленный сон — нидру.

Состояние на выходе. Лучшее, что я вижу — когда ко мне бегут делиться впечатлениями. Не так давно мой харизматичный занимающийся (который не любит к себе внимание, поэтому не скажу кто) подошёл ко мне после шавасаны и рассказал свои видения. Моей радости не было предела. Ведь практикуя шавасану человек достиг столь чистого и «доверчивого» состояния, что рассказал самое тайное — начинку своей головы! То есть — ощущение свежести, радости, доверия, мягкости, сохранение в голове образов, в теле — ощущений отдыха — правильный эффект. Есть ли не правильный? На ум приходит «я еле вылежал». Но это же тоже правильное ощущение, потому что честное! Это самое начало и оно было у всех 🙂 Поэтому вылёживайте, спите, смотрите мультики, осонанно следуйте за голосом, следите за дыханием, вибрируйте, считайте, мечтайте….только не игнорируйте такую мощь, как ШАВАСАНА!

#идапребудетснамисила

Вопросы? Предложения? Пожелания? Благодарность? А может … критика?

Автор — Ксения Шатская

Больше моих коротких заметок тут: http://yogatherapyspb.ru/category/zametki/

#КсенияШатскаяСтатья #шавасана

#йога #йогавикинга #йогавовсем #Ишварайога #йогатерапия #ishvarayoga #ishvarayogafamily

"Шавасана 2" - f5c1VmxQk k

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Блуждающий нерв

Огромное количество людей вроде бы знают, что это за орган, и вроде бы понимают, что он весь про здоровье и как-то связан с восстановлением, но…

Грязный организм

Установка о том, что в организме есть грязь, засела в сознании потребителей интернетов настолько прочно, что выбить ее оттуда чем-то более адекватным — задача со…